России нужен свой массовый надежный автожир
Валентин Устинов
Крылья родины, Национальный авиационный журнал
№3, 2013
Устинов Валентин Леонидович, главный конструктор ООО «АГРО АВИА ВОСКРЕСЕНСК» и ООО «ГиРос», ветеран экспериментальной авиации. Окончил Рижский краснознамённый институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола (РКИИГА). В период учёбы возглавлял группу студенческого конструкторского бюро, занимавшегося разработкой и постройкой автожиров. Работал в ОКБ Н.И. Камова по проектам вертолета Ка-26 и автожира для применения в сельском хозяйстве. В СКБ РКИИГА созданы его группой автожиры «Рига- 50», «Рига-72», «Чайка». Начиная с 2002 года компанией ООО «ГиРос» были созданы: «Адель», «Гирос-1», «Гирос-2», которые демонстрировались на салонах МАКС- 2005, - 2007, - 2009 и -2011 в г. Жуковском и получили высокую оценку отечественных и иностранных специалистов. В настоящее время эти летательные аппараты проходят испытания. Ведутся проектные работы по созданию пятиместного и четырёхместного многофункциональных автожиров, а так же сельскохозяйственного аппарата грузоподъёмностью до 300 кг. Ведутся работы совместно с главным конструктором Александром Гармаем по созданию отечественных авиационных двигателей.
Как летает автожир
Автожир - винтокрылый летательный аппарат, в полёте опирающийся на несущую поверхность свободновращающегося в режиме авторотации несущего винта. Как и вертолёты, автожиры обладают несущим винтом для создания подъёмной силы, однако винт автожира вращается под действием аэродинамических сил в режиме авторотации. Автожир не может сорваться в штопор из-за срыва воздушного потока с крыла по той причине, что крыла у него нет. Несущий винт автожира упрощённой схемы без автомата перекоса, в полёте наклонён назад, против потока - подобно крылу с положительным углом атаки (у обычного вертолёта, наоборот, несущий винт наклоняется в сторону движения). Кроме того, автожир обычно обладает ещё и тянущим/толкающим винтом как самолет поршневой авиации. Этот маршевый винт и сообщает автожиру горизонтальную скорость.
Автожиры обладают рядом ценных качеств таких, как укороченный взлет и посадка почти в точку, устойчивый полет на малых скоростях, возможность зависать с небольшой потерей высоты, высокая маневренность. Они являются хорошей альтернативой легким вертолетам, т.к. стоимость автожира вдвое ниже, а безопасность полета гораздо выше.
Особенно заметны их достоинства при проведении мониторинга лесных массивов (вспомним лесные пожары 2010 г.), в егерской службе, в подразделениях МВД и МЧС, а также при проведении агро-химработ в сельском хозяйстве. Хотелось бы сразу отметить, что автожир - не конкурент самолету или вертолету, у него своя ниша.
Компания ГиРОС из Жуковского — разработчик автожиров
Автожир в небе России - большая редкость, в основном это удел самоучек и энтузиастов, на которых косо смотрят чиновники и бюрократы из высоких кабинетов. За рубежом этими аппаратами занимаются серьезные фирмы, они широко используются как в практических целях, так и в массово-спортивных мероприятиях. На сегодняшний день в мире насчитывается примерно 100 тысяч автожиров. Наибольшее распространение они получили в США, Австралии, Франции, Германии, ЮАР и некоторых других странах. Проводятся ежегодные мировые форумы любителей автожиров, серийно выпускаются КИТ-наборы «Сделай сам».
Начиная с 2003 года, компания ООО «НИК», а затем и компания ООО «ГиРос», имеющая лицензию на право проведение НИОКР в области создания летательных аппаратов, занимаются созданием легких многоцелевых автожиров (винтолетов) многоцелевого назначения. В коллективе работают прекрасные авиационные специалисты, хорошо знающие свое дело, работают прямо скажем, не ради длинного рубля, а больше из энтузиазма. В 2005 году ими был создан легкий одноместный автожир «Адель» для перевозки небольших грузов до 140 кг на расстояния до 160 км, а также для применения в сельском хозяйстве. В том же году были начаты его летные испытания на аэродромной площадке в г. Воскресенск. Полеты также производились и на взлетной полосе ЛИИ им. Громова М.М. Велись испытания «Адели» с навесным оборудованием для химработ, показавшие обнадеживающие результаты. Схема «Адели» с тянущим маршевым винтом и пилотской кабиной в задней части аппарата была признана очень удачной с точки зрения аэродинамики и безопасности полетов.
Урок немецкого
Уж так у нас повелось, что если хочешь, чтобы тебя заметили в России, сначала добейся признания в Европах. Первыми с «ГиРосом» познакомились немцы, которым еще на МАКСе 2007 показанный автожир очень понравился. «Берем партию 10 штук, - сказали они, «ГиРос» - это то, что нужно нашей полиции». Но как берем, когда испытания не прошли, сертификат не получен ? Одним словом, дело затянулось и выгодная сделка не состоялась. Американцам понравился автожир «Егерь», они даже название ему придумали SmartFlyer. Так или иначе, пока наше производство топталось на месте, Германия, которая давно положила глаз на это чудо загибающейся российской авиации, наших «ГиРосов» так и не дождалась, наладила выпуск собственных легких автожиров Calidus, Cavalon и MTOsport. Дела у немецкой компания AutoGyro, которая взялась за выпуск автожиров, идут судя по всему, хорошо. Она построила их больше 1000 штук для заказчиков со всего мира, включая США. Более того, она теперь продает их на российском рынке и поставляет компоненты и запчасти. Как бы сказали партработники из СССР, «оголтелый капитализм все шире разевает свою бездонную пасть». Но теперь другие времена, за забором не отсидишься – глобализация!
Изящные внешне и комфортабельные внутри, автожиры Calidus – летающие мотоциклы, как их называют в Германии, комплектуются в соответствии с нормами скорой медицинской помощи (им не страшны автомобильные пробки), служат в береговой охране, полиции, применяются для патрулировании ЛЭП, нефте- газопроводов, коммуникаций и инженерных сооружений. Ранее два таких аппарата приобретены ООО «АвтоГиро Руссланд», они применяются для летной подготовки экипажей. Яркие как колибри, отливающие лаком двухместные немецкие автожиры были показаны на салоне МАКС 2011, где произвели настоящий фурор. Сейчас налажена их сборка на производственной базе компании «Агро Авиа Воскресенск». Поставку и сборку машин осуществляет ООО «АвтоГиро Руссланд», которую возглавляет мой сын Руслан Устинов. По состоянию на конец марта 2013 года российским заказчикам уже поставлено более 50 таких автожиров.
ЛЕТАЮЩИЙ «ФЕРМЕР»
2 мая 2011 года совершил первый полет многоцелевой автожир ГиРос-1 «Фермер». Сейчас ведутся его летные испытания. Этот аппарат создан на базе опыта разработки и испытаний «Адели» и научно конструкторских изысканий, проводимых ООО «ГиРос». Это легкий одноместный аппарат, разработанный в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил АП-27, что сразу нацеливает его на серийное производство. На аппарате установлен поршневой бензиновый двигатель мощностью 200 л.с. Дальность полета с коммерческим грузом 110 кг составляет 380 км. Аппарат выполнен по той же схеме, что «Адель», но побольше и вместительнее. Впереди пилотской кабины расположен грузовой отсек размером 0,5 х 0,6 м, который может использоваться для перевозки грузов или установки химбака емкостью 150 л. Отсюда и основное предназначение автожира- проведение агрохимических работ.
Еще в конце 60-х гг. прошлого столетия на основании научных проработок нашего института РКИИГА с участием ОКБ Н.И.Камова было сформировано мнение, что автожиры являются наиболее перспективными летательными аппаратами для применения в сельском хозяйстве на авиахимработах. А в начале 70-х гг. в ОКБ Н.И. Камова было разработано предложение по созданию уникального автожира для применения на сельхозработах. Однако этот проект не состоялся по ряду причин бюрократического характера. Однако и до настоящего времени этот характер имеет место, что тормозит развитие всей легкомоторной авиации в нашей стране.
В конструкции автожиров ГиРос-1 и ГиРос-2 применяется много комплектующих от иностранных производителей. На первый взгляд это может показаться странным, но другого выхода у нас не было. Это связано, во-первых, с тем, что в России они почти не производятся, а во-вторых, вызвано тем, что российские компании- субподрядчики, поставщики комплектующих заламывают сумасшедшие неподъемные цены и фантастические накладные расходы. Так что выгоднее покупать их за рубежом: и качественнее, и дешевле. Сказывается и общее отставание нашей промышленности, нет у нас ни двигателей, ни несущих роторов, ни маршевых воздушных винтов, все приходится искать за рубежом. Поэтому часто можно услышать, что сертификация легкого самолета или вертолета у нас в стране - сплошное разорение и самоубийство для разработчика.
Еще один тормоз - дорогостоящая программа сертификации. Непомерные сертификационные требования к маленькому легкому автожиру - такие же, как к большому тяжелому вертолету. Например, требуется доказать, что топливный бак, наполненный топливом, будучи сброшен с высоты 30 метров, не разрушится. Такой случай никогда не встретится в полете, и он не является расчетным для маленького автожира. Поэтому за рубежом: в Германии, США и Великобритании, -разработаны свои нормы летной годности для автожиров, более простые, чем вертолетные. И аппараты у них получаются, соответственно, дешевле и легче. Надеемся, что и в России со временем будут разработаны специальные авиационные правила для автожиров, но для этого нужно создать опытные образцы и уточнить расчетные условия эксплуатации.
В 2012 году закончена сборка и начаты испытания двухместного легкого автожира ГиРос-2. По компоновке он несколько отличается от своих предшественников, имеет более просторную кабину пилотов, внешне более эстетичную, с хорошим полем обзора. При взлетной массе до 850 кг аппарат способен совершать взлет и посадку на короткие неподготовленные грунтовые площадки. Способен преодолевать дальность 380 км с грузом 110 кг. К этому летательному аппарату проявляется большой интерес со стороны МЧС РФ и других ведомств, нуждающихся в проведении мониторинга территорий. Интерес проявляет, в частности, Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и некоторые зарубежные фирмы. С мая 2012 года ведутся наземные испытания этого аппарата. Очень полезным «Егерь» оказался бы при патрулировании дорог, - час его полета на порядок дешевле, чем у Ми-2. Кроме того, вертолет создает большую нагрузку для пилота, особенно на малых высотах с интенсивной атмосферной турбулентностью. На автожире летать комфортнее, проще.
А СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?
Стоимость всей программы создания автожиров ГиРос-1 и ГиРос-2, включая создание отечественной несущей системы (лопасти винта из композиционных материалов), доработку опытных образцов и их испытания, подготовку серийного производства, изготовление трех экземпляров установочной партии и их сертификацию, по оценке рентабельности проекта, проведенной специалистами вертолетной отрасли, составляет порядка 290 миллионов рублей. В настоящее время на проектные работы и работы, связанные с изготовлением опытных образцов ГиРос-1 и ГиРос-2 , израсходовано порядка 70 миллионов рублей из средств внебюджетного финансирования. Реализация остальных финансовых средств может быть осуществлена в 2013 -2014 гг. Предполагаемая цена одного серийного автожира составит порядка 5 миллионов рублей. Цена вертолета такого же класса - около 12 миллионов рублей. В осуществлении данной программы, начиная с 2003 года, приняли участие более 350 специалистов из городов: Жуковский, Воскресенск, Фрязино и др. (80% в возрасте до 40 лет), а также по отдельным направлениям специалисты ЦАГИ им. профессора Н.Е.Жуковского, ЛИИ им. М.М.Громова, ЭМЗ им. В. М. Мясищева, МВЗ им. М.Л. Миля и др.
Однако из-за отсутствия необходимых финансовых средств, сложились условия, при которых работы по программе создания автожиров ГиРос-1 и ГиРос-2 могут быть приостановлены. Это может привести к потере авиационных специалистов и приоритетности ведения работ по сравнению с зарубежными аналогами. Тем временем иностранные фирмы из Германии, США и других стран заимствуют в своих разработках идеи и технические решения, впервые примененные в наших аппаратах.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ АВТОЖИРОВ
Разработав и подняв в воздух перечисленные модели, наши конструктора идут дальше. Начаты работы по проектированию многофункциональных грузопассажирских автожиров ГиРос-3 и ГиРос-5, а также сельскохозяйственного автожира ГиРос-4 с грузоподъемностью до 500 кг. Стоимость программы создания 5-и местного автожира ГиРос-3 и 4-х местного автожира ГиРос-5 по экспертным оценкам может составить не более 700 миллионов рублей. Срок реализации проекта 2013-2015гг. По оценке НП «Росавиацентр», потребность в таких автожирах в нашей стране уже сейчас составляет более 1000 штук в год. Стоимость одного серийного автожира не будет превышать 10 миллионов рублей. Стоимость программы создания сельскохозяйственного автожира ГиРос-4 может составить 400 миллионов рублей. Стоимость одного серийного такого автожира не будет превышать 6 миллионов рублей.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЕТА Т-455 «СНЕГИРЬ»
В программе производства на предприятии в г. Воскресенске также предусмотрен выпуск самолета общего назначения Т-455 «Снегирь», созданного АОКБ, г. Москва. Разработаны техническая документация и оснастка на производство этого летательного аппарата. Его первые три экземпляра, изготовленные в России, были поставлены в США. Стоимость затрат на запуск его в серийное производство составляет порядка 250 миллионов рублей, а стоимость одного серийного экземпляра будет составлять не более 6 миллионов рублей. Самолет предназначен для перевозок пассажиров и грузов при сравнительно малых затратах на эксплуатацию. Высокие взлетно-посадочные характеристики обеспечивают возможность использования его на аэродромах с минимальной подготовленной полосой, а также на травяных, заснеженных площадках, а при установке поплавков, на водных акваториях. Простота пилотирования позволяет широко использовать самолет для первоначального обучения. Производство самолета не требует сложных технологических процессов, с применением в производстве недорогих, доступных, хорошо освоенных отечественной промышленностью материалов. Компоновка самолета без принципиальных переделок обеспечивает конвертирование самолета в ряд модификаций в интересах грузопассажирских перевозок, авиатуризма, мониторинга линий электропередач, газо- и нефтепроводов; воздушного патрулирования автомагистралей; - аэрофотосъемок и т.п.
ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВО АВИАДВИГАТЕЛЕЙ
Двигатель – сердце любого воздушного судна. Но зарубежные двигатели часто или не подходят, или не по карману. Под руководством Главного конструктора двигателестроения Александра Гармая разработана программа по организации производства модернизированных и новых двигателей для летательных аппаратов малой авиации, включая роторнопоршневые двигатели (Ванкеля). В России в этом направлении был создан большой задел с передовыми новациями. Реализация этой программы планируется на 2013-2014 год на базе предприятий Воскресенского района, включая создаваемые производственные мощности ОАО «Гиропланы РУ». Предусматривается создание двигателей мощностью в классе 250-1500 л.с. Стоимость этой программы, ведущей к возрождению малой авиации, по экспертным оценкам, может составить 500 миллионов рублей.
Одновременно разрабатывается программа организации совместного производства (сборки) авиационных роторно- поршневых двигателей со швейцарской фирмой «MISTRAL ENEGINE». Эти двигатели будут устанавливаться на всех автожирах ГиРос, они могут быть установлены и на других воздушный судах малой авиации. Двигатель MISTRAL 200 уже установлен на автожире ГиРос-2, который находится в стадии испытаний. Компании «Агро Авиа Воскресенск» и «MISTRAL ENEGINE» подписали соответствующий протокол намерений о сотрудничестве.
В ПЛАНАХ - ПРОМЫШЛЕННОЕ СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Для осуществления перечисленных программ в г. Воскресенск компанией «Гиропланы РУ» на базе разрушенного в годы перестройки молокозавода возводятся производственные цеха. Восстановительные работы ведутся при поддержке администрации Воскресенского муниципального района, а также за счет личных средств группы молодых энтузиастов, видящих свое будущее в авиационной отрасли. Указанные выше программы планируется реализовать на этом предприятии совместно с другими предприятиями оборонного комплекса Воскресенского района. Для производства восстановительных работ, разработки и утверждения проекта производственного комплекса, включая вновь возводимые цеха и создание летно-испытательного центра потребуется порядка 100 миллионов рублей с реализацией их в 2013 году.
ЛЕТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Компания ООО «Агро Авиа Воскресенск», являющаяся соучредителем ООО «ГиРос», г. Жуковский, создана на базе ранее построенной в 1976 году аэродромной площадки для проведения авиационных химических работ, восстановлена и получила все разрешительные документы для проведения полетов. По мере возможности ведутся подготовительные работы по дальнейшему восстановлению и развитию этой площадки как одного из центров развития малой авиации, а также и по созданию условий для испытаний и ввода в эксплуатацию автожиров, разрабатываемых ООО «ГиРос». В целях развития малой авиации осуществлено базирование на ней одного из центров подготовки пилотов Федерации СЛА РФ. Ведется подготовка предложений по созданию летно-технической базы сертификационного центра летательных аппаратов малой авиации.
При соответствующей модернизации этой площадки ее можно приспособить к приему и выпуску воздушных судов авиации общего назначения (АОН) легкого класса (с взлетной массой до 5700 кг ) и перевести ее в разряд аэродрома местных воздушных линий.
Действующая аэродромная площадка «Воскресенск» относится к неклассифицированным площадкам и находится в ведении и в собственности ООО «Агро Авиа Воскресенск». Она поставлена на учет МТУ ВТ ЦР ФАВТ 26.01.08.( свидетельство о регистрации N0. 10-2008). В соответствии с Инструкцией по производству полетов в районе площадки «Воскре-сенск», утвержденной Центральным управлением Федеральной аэронавигационной службы 26.12.08., ООО «Агро Авиа Воскресенск» обеспечивает все виды аэродромной деятельности на этой площадке.
Для создания полной инфраструктуры аэродрома с функциями центра развития малой авиации, а также учебно- методической базы, могут потребоваться капиталовложения в размере 200 млн. рублей (цифра будет уточняться при разработке технического проекта) с реализацией их в 2013-2014 гг.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Сознавая социальную ответственность бизнеса, ООО «Агро Авиа Воскресенск» оказывает помощь управлению образования Воскресенского муниципального, формируя у подрастающего поколения интерес к авиации. Приоритетной задачей является подготовка кадрового потенциала. Решить её возможно лишь при условии взаимодействия авиационного предприятия с образовательными учреждениями.
В результате реализации этих проектов на предприятиях «Гиропланы РУ», «ААВ» и «ГиРос» потребность в рабочей силе может составить не менее 900 человек.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Таким образом, в Воскресенском муниципальном районе ведутся работы по созданию машиностроительного авиационного предприятия по разработке и серийному выпуску легкомоторной авиации. На территории района, в четырех километрах от г. Воскресенска, создана действующая посадочная площадка, а по сути - аэродром малой авиации.
Целью создаваемого предприятия является производство автожиров и других легких летательных аппаратов, а также авиадвигателей для них.
На реализацию рассмотренных программ направлены Закон Московской области от 8 июня 2011 г. № 80/201103 «Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве» и Постановление Правительства Московской области от 10 июня 2011 г. № 548/21 «Об одобрении проекта Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» (пункт 2.3.6. Развитие инфраструктуры авиации общего назначения). Вместе с тем представленные проекты имеют высокую государственную значимость и могут быть реализованы только при финансовой поддержке государства, например, путем включения их в Федеральную целевую программу развития малой авиации и программу развития Московской области и их финансировании.
Подробнее о деятельности компаний ООО «Агро Авиа Воскресенк» и «АвтоГиро Руссланд» можно узнать на сайтах: www.agro-avia.ru и www.auto-gyro.ru.