— Ты до этого летала на чем-нибудь? – спрашивает пилот Дмитрий Шадрин, — закрывая пластиковую крышку кабины.
— Только на самолете, — растерянно бормочу я. — На большом!
Дело в том, что сев в кабину больше похожую на детскую коляску, мне показалось, что весь мой летный опыт тут же обесценился. Полет на Боинге так же можно сравнить с тем, что меня ждало, как поездку на автобусе с велопрогулкой!
Автожир — это то воздушное судно, на котором мне предстояло подняться воздух. Его размер — меньше иномарки. Я успеваю подумать, что при желании я даже могла бы хранить его в своей комнате…
В этот момент лопасти раскручиваются и маленькая машинка, похожая на игрушечный вертолетик, отрывается от земли.
— Тогда с дебютом! – кричит мне пилот Дмитрий, сидящий за штурвалом на переднем сиденье. Своей белозубой улыбкой, формой одежды и темными очками он отчаянно напоминает мне летчиков из американских фильмов — От винта!
Взлетная площадка, ангары и поле начали свое стремительное удаление от меня.
Автожир или по-другому — гироплан относится к виду сверлегких авиационных аппаратов, и чуть ли не к самым безопасным воздушным суднам из всех существующих ныне.
На аэродроме в подмосковном Воскресенске собирают автожиры, начиная с 2008 года. В ангарах стоят русские, американские и немецкие модели.
— Безопасен автожир благодаря несущему винту, вращение которого обеспечивает не механический привод от двигателя, а набегающий воздушный поток, — рассказывает Сергей Иванцов, генеральный директор Воскресенского авиацентра. – Именно поэтому при отказе двигателей, автожир в отличие от вертолетов и самолетов не падает, а планирует на своем винте, постепенно снижаясь как на парашюте.
— Сейчас мы с высоты трех метров поднимемся на высоту километра, — сообщает мне в наушники пилот Дмитрий.
После набора высоты Дмитрий продемонстрировал мне всю гамму маневров, на которую только способен гироплан: задержку в воздухе, пролет по воде на уровне почти 10 см от поверхности, переворот, посадку на поле и многое другое.
— После полета, первая мысль большинства моих пассажиров: мне нужно срочно его купить! — смеется пилот.
К слову, купить гироплан может практически каждый, кто обладает бюджетом в 3 млн. рублей.
— Тот же вертолет стоит 23 млн рублей, — рассказывает Сергей Иванцов. – И для того, чтобы им управлять, нужны разрешения и специальные права. А чтобы управлять автожиром – достаточно отучиться 25 часов и сдать на вождение.
— Не сложнее чем автоправа получить, — смеется Сергей.
Кроме легкости в управлении, автожир напоминает машину еще и техническими характеристиками. Например, расход топлива у гироплана и, к примеру, японского внедорожника – одинаковая – примерно 14 литров на 100 км. Да и бензин используется тот же — АИ-95.
— Наши ребята, покружив над городом, спускаются на обычную автозаправку, заправляются там и летят дальше, — рассказывает пилот Дмитрий.
— А разгон этому чуду нужен? — спрашиваю я Дмитрия, приходя в себя после очередного элемента боевого пилотажа, который он отработал над подмосковным лесом.
— Да, где-то 50-100 м. Но площади автозаправки для этого вполне хватает. Также они могут взлетать с крыш небоскребов. Кстати, именно для этого их изначально и разрабатывали, — отвечает Дмитрий.
Сейчас Воскресенские автожиры используются в основном для сельского хозяйства, для экскурсий и видеосъемок с высоты. Но директор Сергей Иванцов уверен, что потенциальные возможности аппарата если не безграничны, то, по крайней мере, очень велики.
— У нас недавно отряд полиции сделал заказ на сборку автожиров для мониторинга местности, а бизнесмены, которые живут в Подмосковье, покупают их для полетов в свои офисы в центр Москвы.
Единственное, что меня смутило – двухместная кабинка летательного аппарата.
— Почему бы не сделать сзади еще пару мест, чтобы его можно было использовать как воздушное такси? — спрашиваю у Сергея.
— Тут на счету каждый килограмм, — смеется директор. — Если добавить еще одно сиденье с пассажиром, то увеличится вес и нужен будет совсем другой двигатель. А значит, и принцип работы тоже будет другой. Поэтому как альтернативу воздушным такси их можно использовать только для одного пассажира. Зато для него вопрос пробок навсегда исчезнет с повестки дня.
…Посадка настолько была мягкой, что я ее практически не почувствовала.
— Аплодисментов не надо, — сверкнув голливудской улыбкой, Дмитрий протягивает мне руку и помогает выйти из кабины. Ну и ладно. На них у меня все равно не хватило бы сил: сердце стучит, голос осип от криков, ладони хранят след спинки сиденья, служившей мне спасательным кругом в моменты особенно крутых виражей. Сожаление по поводу того, что у меня пока нет заветных трех миллионов для покупки такой машинки, сменяется убежденностью в том, что будущее наступает обычно раньше, чем его ждут. Достаточно вспомнить, что видеофоны, прогнозируемые советскими фантастами ближе к 3000 году, существуют уже сейчас в виде скайпа. Так и Москва станет похожа город из фильма «Пятый элемент» — с дорогами без пробок, воздушными такси и автожирами на каждом балконе — совсем скоро: через какие-то пару десятков лет. Если не раньше.
Автор видео: Виктория Филатова.
ЭКСПЕРТ
Владимир Сунгоркин, пилот малой авиации:
Автожиры действительно являются весьма недооцененным видом транспорта, который потихоньку начинает возвращать себе популярность. Да, автожир это не вертолет, несмотря на внешнее сходство, и ему требуется полоса для взлета и посадки. Занимая промежуточное звено между вертолетами и самолетами, он тем не менее обладает рядом уникальных особенностей. Например, аэродинамика хорошего автожира делает намного более безопасными полеты на нем в сильные ветра, когда большинство другой техники приковано к аэродромам.
Немаловажный фактор — относительно невысокая цена автожира, сопоставимая с обычным хорошим автомобилем. Обучаться пилотированию автожиром обычно заметно легче чем тем же самолетом или вертолетом — летные навыки приходят заметно быстрее. Что касается безопасности полетов, то как и в любой другой технике, безопасность автожира полностью зависит от ваших собственных рук. Если руки умелые и за плечами достаточное количество часов налета, можно с большим основанием говорить о его безопасности. Главное не расслабляться, не делать опрометчивых действий в воздухе и помнить что в авиации общего назначения, вы сами себе и механик, и медкомиссия, и командир экипажа.
Вероятность аварийного исхода событий после ошибки пилота не более велика чем вероятность развития аварийной ситуации на дороге после ошибки водителя. Все решает оперативность и грамотность исправления ошибки и конкретная воздушная ситуация.
Удачных вам полетов!
Автор: Виктория Филатова
Фото: Максим Орлов
Источник: «Вечерняя Москва»